Данный раздел постоянно пополняется образцами планов и библиографий
рефератов, курсовых и дипломов,
которые мы использовали как учебные материалы при консультациях и сопровождении клиентов.
Вы можете подобрать для себя план и библиографию на нужную тему или просмотреть все образцы научных работ наших сотрудников.
Найдена 1 работа.
Описание предмета: «Религия и атеизм »В рамках предмета «Религия и атеизм» изучаются исторические, психологические и философские аспекты религии и
атеизма.
Основу религии составляет чувство зависимости человека и это вполне доказывается историей всех религий и
народов.
Чувство зависимости - чувство или сознание человека, что он не существует и не может существовать без другого,
отличного от него существа, что он своим существованием обязан не самому себе.
Предпосылка религии заключается в противоположности или противоречии между хотением и умением, между желанием и
исполнением, между намерением и осуществлением, между представлением и действительностью, между мышлением и
бытием. В хотении, желании, представлении человек не ограничен, свободен, всесилен, он - бог, а в умении,
осуществлении, в действительности он обусловлен, зависим, ограничен, он - человек, человек в смысле конечного,
противоположного богу существа.
Исконный, подлинный, коренной элемент религии заключается в том, что не зависит от человеческой воли и знаний;
это дело бога.
Закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они
представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры являются
предметом религиоведения.
Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает
ряд разделов - философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др.
Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение
объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то
субординирующего принципа - натурализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии,
герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д.
Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития
и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние
религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.
Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и
функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств,
настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном
комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.
Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в
коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое
описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит
прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных
существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной
религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.
Атеизм (греч. а - отрицание и theos - Бог; буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение.
Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного
отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов,
духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие,
отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость
материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания
сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно
возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.
Составными частями атеизма являются философская, историческая и естественнонаучная критика религии.
В атеизме прослеживаются две взаимосвязанные стороны: критическая, задача которой состоит в аргументированной
критике религии, и созидательная, стремящаяся на материалистических основаниях утверждать бытие человека, его
подлинные ценности и идеалы, интеллектуальный и творческий потенциал как личности.
Научный атеизм изучает все разновидности и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их
между собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли и
играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами
исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует
данные истории и археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики,
социологии и многих других наук.
В научном атеизме принято выделять четыре стороны (элемента) религии: идеологическую (концептуальную),
эмоционально-психологическую (психология и чувства верующих), культово-прагматическую (совокупность религиозных
обрядов, таинств, ритуалов и т.д.) и организационную (церкви, общины и т.п.). Естественно, что эти четыре
элемента, каждый по отдельности и все вместе, служат объектом исследования научного атеизма. Однако стержнем,
который скрепляет их в единое целое, является религиозная идеология.
Таким образом, атеизм - это позитивное знание и гуманистическая жизнеутверждающая позиция. Атеизм не игнорирует
общечеловеческие ценности религии, но освобождает их от мистического ореола, тем самым, обнажая и усиливая их
земное, мирское содержание. Вере в сверхъестественное он противопоставляет веру в истинность приобретенного
практическим путем опыта и научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами - собственную
критичность. Но главное: не соглашаясь с идеей загробного существования, атеизм предлагает ценить краткую и
хрупкую земную жизнь как величайший дар природы. Именно поэтому он предписывает человеку повиноваться не вере в
сверхъестественное, а законам природы, дающим личности ориентиры свободной деятельности и возможности наиболее
полной личной самореализации. Одним словом, религия возвеличивает бога, атеизм - человека.
Таким образом, мы видим, что предмет «Религия и атеизм», занимаясь изучением исторических, психологических и
философских аспектов религии и атеизма в их взаимоотношениях друг с другом и со светскими структурами, имеет
сложный и многоаспектный характер.
|