Данный раздел постоянно пополняется образцами планов и библиографий
рефератов, курсовых и дипломов,
которые мы использовали как учебные материалы при консультациях и сопровождении клиентов.
Вы можете подобрать для себя план и библиографию на нужную тему или просмотреть все образцы научных работ наших сотрудников.
Найдено 2 работы.
Описание предмета: «Региональная экономика»Региональная экономика изучает экономику отдельных регионов, а в трактовке концепции устойчивого развития –
региональную триаду: население – окружающая среда – экономика. Региональная экономика включает пять главных
составляющих[14]:
экономику отдельного региона;
экономические связи между регионами;
региональные системы (в том числе национальная экономика как система взаимодействующих регионов);
размещение производительных сил (процесс стихийного или целенаправленного распределения по территории объектов
и явлений);
региональные аспекты экономической жизни (производства, трудовой деятельности, качества жизни, финансов и
т.п.).
В качестве исходного понятия рассматриваемой области знаний принимается территория - ограниченная часть твердой
поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками.
Дополняющими понятиями являются акватория - ограниченная часть водной поверхности Земли и аэротория - часть
воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией. Неоднородность территории по
различным признакам или ее чрезмерная величина с точки зрения целей изучения или практической деятельности
обусловливают необходимость членения территории на части - регионы.
Понятие «регион» в наиболее общем виде формулируется как определенная территория, отличающаяся от других
территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.
Термин «район» в настоящее время используется, главным образом, для обозначения некоторых типов регионов:
административный район, внутригородской район, крупный экономический район.
Важной частью понятийного аппарата региональной экономики являются характеристики и формы структуризации
экономического пространства, которое трактуется как насыщенная территория, вмещающая множество объектов и
связей между ними. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством. Важнейшими
характеристиками пространства являются: плотность (численность населения, объем валового регионального
продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади); размещение (показатели равномерности,
дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности); связность (интенсивность
экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и
людей, определяемые развитием коммуникационных сетей).
Место региональной экономики в современной науке рассматривается в двух измерениях. С одной стороны,
региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика принадлежит
системе экономических наук.
Вопрос о точном месте региональной экономики в системе экономических наук осложняется тем, что она имеет не
только собственный предмет и собственный объект изучения, но и занимается разнообразными региональными
аспектами экономической жизни; поэтому «побеги» региональной экономики проникают в почву других областей
экономической науки. Дискуссия, длившаяся в течение нескольких десятилетий о приоритетности экономической
географии или региональной экономики, окончилась неформальным признанием права на существование обеих отраслей
знаний и констатацией компромисса, что происходит одновременно «географизация экономики» и «экономизация
географии».
Перспективы региональной экономики как науки и учебной дисциплины во многом связаны с тем, какое оно займет
место по отношению к таким признанным полюсам экономической мысли и экономического образования как
макроэкономика и микроэкономика. Неправильно было бы воспринимать региональную экономику как некую
мезоэкономику, то есть стоящую в промежутке между макро – и микроэкономикой. Это неприемлемо уже потому, что
предмет региональной экономики – не комбинация предметов макро- и микроэкономики, а вполне самостоятельный
предмет. Ядро экономической науки и экономического образования должно развиваться как трехполюсная система:
макроэкономика, микроэкономика, региональная (пространственная) экономика.
|