Данный раздел постоянно пополняется образцами планов и библиографий
рефератов, курсовых и дипломов,
которые мы использовали как учебные материалы при консультациях и сопровождении клиентов.
Вы можете подобрать для себя план и библиографию на нужную тему или просмотреть все образцы научных работ наших сотрудников.
Найдено 12 работ.
Описание предмета: «Логопедия»Логопедия (от греч. l?gos - слово, речь и paide?a - воспитание, обучение) - отрасль специальной педагогики, в
задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления
средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством
речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый
рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально
организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. Современная логопедия
исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на
психическое развитие человека.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия, логопедия подростков и взрослых.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему
коррекционного воздействия.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания
лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Нарушение речи определяют как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой
среде.
Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое
состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, косноязычие), другие
проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия),
захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями средств
языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.
При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень
лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко
исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.
Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания,
физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения
и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.
Прямое назначение логопедии состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты
исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и
педагогики речи.
Логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских
поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.
Научные исследования в области логопедии ведутся в Научно-исследовательских институтах дефектологии,
педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.
|